История Летного Научно-Исследовательского Центра
Самолеты-метеолаборатории для исследования атмосферы.
Самолёты начали использоваться в ЦАО для исследования атмосферы в 1946 году. За прошедшие годы специалисты ЦАО выполняли научные полёты на десятках типов самолётов и вертолётов, как гражданских, так и военных. Здесь и небольшие самолёты (ПО-2, ЯК-18, ЛИ-2) и машины среднего класса (ИЛ-12, ИЛ-14, АН-24), «гиганты», такие как ТУ-114, ТУ-16 и сверхзвуковой ТУ-144, а так же современный самолет на базе ЯК-42Д.
Под научно-методическим руководством ЦАО (А.М. Боровиков, В.А. Девятова) была создана и функционировала с 1957 по 1963 г.г. первая и единственная в мировой практике сеть самолётного зондирования атмосферы, состоящая из 31 пункта на территории бывшего СССР. Данные, накопленные за тот период, продолжают использоваться в научных и прикладных метеорологических исследованиях, относящихся к различным аспектам физики атмосферы и, особенно, для целей авиации.
Первые исследовательские полёты на первом опытном образце реактивного гражданского самолёта ТУ-104Б в 1958-1959 г.г. проходили также с участием ЦАО (C.М. Шметер, Н.К. Винниченко, А.Н. Пахомов, Г.Н. Шур). На самолёте исследовались струйные течения, существование которых было впервые обнаружено в 1945 г., а подтверждение о повсеместном их существовании появилось в послевоенные годы. При испытаниях самолёт поднимался за пределы тропосферы до 10-11 Самолёт ТУ-104 использовался также для изучения перистых облаков, атмосферного электричества, явления турбулентности. Экспериментальные исследования турбулентности на самолёте-лаборатории ТУ-104, выполнявшиеся под руководством Г.Н. Шура, привлекли внимание ученых к результатам, полученным в ЦАО. Тогда впервые для расчетов функции самолёта ТУ-104 была использована электронно-вычислительная машина БЭСМ-1, разрабатывавшаяся в ИТМ АН СССР под руководством академика А.С. Лебедева. В конце 60-х годов работы ЦАО с использованием самолётов приобрели первую международную известность. На международном Коллоквиуме по Турбулентности, проходившем в Москве в 1965 году, в докладах американских и советских ученых широко обсуждалась теория Шура-Ламли о спектре турбулентности в устойчиво стратифицированной атмосфере.
В конце 70-х годов, в связи с расширением круга задач, как научных, так и производственных, решаемых с помощью самолётов, встал вопрос о создании отряда летающих метеорологических лабораторий, оснащенных самым современным самолётным метеорологическим оборудованием, микрофизическими и актинометрическими приборами, локаторами для дистанционного зондирования, хорошей навигационной системой. К этому времени в Обсерватории произошло быстрое развитие инструментальных методов для измерения термических и динамических параметров атмосферы, микроструктуры облаков. Создавались новые уникальные самолётные приборы для изучения атмосферы (А.М. Боровиков, Г.Н. Шур, В.С. Хахалин, Н.К. Винниченко, А.Н. Пахомов, А.Н. Невзоров). Для задач активных воздействий требовалось также оборудовать специальные самолёты, оснащенные, кроме приборов, еще и приспособлениями для отстрела пиропатронов и дозаторами для выполнения работ по засеву реагентами облачности.
В создании ЛНИЦ, организации научно-исследовательских работ и оборудовании первых самолётов-лабораторий участвовали сотрудники ЦАО - В.К. Бабарыкин, В.П. Беляев, И.М. Гальперин, В.Ф. Гракович, В.К. Дмитриев, Г.Н. Костяной, И.Ф. Локтионов, А.Н. Пименов, В.Б. Смирницкий, Г.Н. Шур, В.П. Юриков, Н.К. Винниченко.
Таким образом, ЛНИЦ создавался для организации целого парка летающих научно-исследовательских метеорологических лабораторий на базе самолётов гражданской авиации для целенаправленного изучения атмосферных процессов и проведения экспериментов по активным воздействиям. В конце 70-х годов были созданы специальные самолёты - метеорологические лаборатории проекта «Циклон» на базе самолётов ИЛ-18, АН-12 и ТУ-16. Их использование, в комплексе с наземными, сетевыми аэрологическими и радиолокационными наблюдениями, позволило сделать значительный шаг вперед в исследовании взаимодействия циркуляционных процессов и облачных полей разного масштаба в циклонических образованиях умеренных широт. С помощью самолётов-лабораторий стало возможным изучение мезомасштабных и микромасштабных особенностей строения фронтальных разделов и микрофизического строения облаков. Накопленный за более чем 20-летний период исследовательских полётов банк данных по сей день является уникальным. На основе этих данных было выполнено огромное количество научных работ в области исследования термодинамического строения и структуры облачных полей и полей осадков в субсиноптических и фронтальных образованиях, в области микрофизического строения облаков и турбулентности атмосферы.
В 1985-1987 г.г. ЛНИЦ ЦАО, при участии авиационной промышленности, проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию специализированных самолётов для выполнения работ по активным воздействиям на облака и облачные системы (Ю.В. Мельничук, Ю.А. Серегин, Н.К. Винниченко). Созданный флагман - самолёт воздействия АН-26Б №26408 «Циклон» был оборудован новым типом измерительно – вычислительных комплексов ИВК «Циклон-01» для измерения и оперативного представления основных метеорологических параметров, необходимых при выполнении задач активных воздействий на облака (А.В. Литинецкий, В.В. Волков, Г.Я. Нечипоренко), а также – уникальной герметичной дозирующей углекислотной установкой для сброса гранулированной углекислоты и мощными средствами отстрела пиропатронов (Л.И. Красновская).
С помощью самолётов ЦАО за 20 лет было выполнено много уникальных крупномасштабных экспериментов и производственных работ по исследованиям атмосферы и активным воздействиям как в СССР и затем в России, так и за рубежом. Особого упоминания заслуживают:
• многолетние проекты по увеличению количества осадков над засушливыми районами (7 лет в Республике Куба, 9 лет в Сирии, 3 года в Иране);
• эксперимент по исследованию тропических ураганов (тайфунов) на Кубе и во Вьетнаме;
• производственные работы по «раскрытию» аэродромов от туманов.
• чрезвычайные работы в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС по предотвращению интенсивных осадков над 30-ти км зоной вокруг атомного реактора;
• улучшение погоды над локальными участками Москвы и над городами в других регионах в дни праздников и массовых мероприятий;
Использовались Материалы: "The 70th Anniversary of the Central Aerological Observatory"