Монографии.
Вопросы физики облаков. Атмосферные аэрозоли, активные воздейсвтия.
Сборник статей памяти Н.О. Плауде.
Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2015, 351 стр.
Сборник охватывает широкий круг вопросов, относящихся к физике облаков, преимущественно к проблемам атмосферных аэрозолей, и активных воздействий. В той или иной степени эти разделы науки об атмосфере входили в круг интересов Норы Оскаровны Плауде. Ее памяти посвятили свои статьи российские и зарубежные друзья и коллеги. В основном, работы связаны с эмпирическими данными об атмосферных аэрозолях, с их ролью в формировании облаков и осадков. Ряд исследований посвящен реагентам, которыми засеиваются облака при активных воздействиях, и методике их засева. Часть работ связана с самолетными исследованиями и численными оценками эффективности засева облаков.
Характеристики атмосферного аэрозоля в Московском регионе.
Научный мир.
Приводятся результаты измерений счетных концентраций частиц атмосферного аэрозоля в 11 интервалах диаметров от 0,01 до 10 мкм, облачных ядер конденсации и атмосферных ледяных ядер в приземном слое атмосферы в г. Долгопрудном Московской области (20 км от центра Москвы, 3 км от Московской кольцевой автомобильной дороги). В измерениях, проводившихся в рабочие дни в течение 17 лет, получены типичные для региона характеристики аэрозоля в обычные по метеорологическим параметрам годы и в периоды погодных аномалий, сопровождавшихся выраженным задымлением атмосферы из-за торфяных и лесных пожаров. Установлен характерный для региона годовой ход концентраций аэрозоля и метеорологические факторы, его обусловливающие. Определена связь ежедневных концентраций фракций аэрозоля с погодными условиями. Оценено влияние на характеристики аэрозоля техногенных загрязнений г.Москвы. Наиболее детально рассмотрено воздействие на «фоновый» аэрозоль региона массированных природных пожаров в прилегающих к Москве областях, в частности пожаров в июле–августе 2010 года. Определены размеры частиц дымового аэрозоля и уровни его концентраций, отвечающие наблюдаемым уменьшениям горизонтальной дальности видимости. Установлена высокая конденсационная активность частиц дымового аэрозоля, приводящая к его обводнению и образованию капель смога при незначительных (≤ 0,2%) пересыщениях водяного пара.
Теплообмен в мерзлотных ландщафтах Восточной Сибири и его факторы.
Российская академия наук. Институт географии. Институт мерзлотоведения имени академика П.И. Мельникова Сибирского отделения. Москва-Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2007, 576 стр.
В монографии обобщены результаты многолетних наземных и дистанционных экспериментальных и теоретических исследований теплообмена типичных мерзлотных ландшафтов и малых речных бассейнов Восточной Сибири и его факторов, расположенных в субарктической тундре, равнинной тайге и южной горной тайне.
Представлены детальные карты ландшафтной структуры полигонов, а также результаты анализа широкого спектра параметров и переменных мерзлотных ландшафтов, характеризующих пространственно-временную изменчивость их состояния в суточном, сезонном и многолетнем масштабах. Выявлены зонально-ландшафтные особенности теплообмена, а также водного режима малых речных бассейнов.
Исследовано пространственное распределение вертикальных турбулентных потоков тепла и влаги в пограничном слое атмосферы над неоднородной поверхностью по измерениям с борта самолета. Проведен пространственно-временной анализ тепловоднофизических свойств многолетнемерзлых грунтов, которые применяются в качестве параметров в гидроклиматических моделях. Рассмотрены процессы взаимодействия поверхностных и подземных вод на равнине и в горах, а также криогенные явления, оказывающие значительное воздействие на водный режим рек и мерзлотные ландшафты.
Турбулентность в облачной атмосфере (в облаках и околооблачном пространстве). Эмпирическая модель турбулентности в облачной атмосфере.
Справочное пособие для научных работников и инженеров-метеорологов. Центральная аэрологическая обсерватория, 2013 г.
Справочное пособие посвящено результатам исследований турбулентности в облаках и окружающем их пространстве (облачной атмосфере) и описанию эмпирической модели турбулентности в облачной атмосфере на основе данных, полученных с помощью самолетов-лабораторий. В пособии приводится обзор существующих моделей атмосферной турбулентности, краткий аналитический обзор имеющихся в литературе сведений о турбулентности в облаках, полученных в основном с помощью специально оборудованных самолетов-лабораторий. Приведено описание архива данных о турбулентности в облачной атмосфере, созданного в Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО). Отмечено, что этот архив получен в результате многолетних (1978 – 1989 гг.) самолетных исследований облаков в умеренных широтах. В пособии приведен анализ собранных в ЦАО данных о турбулентности в облаках различных форм и окружающем их пространстве и описание выявленных закономерностей распределений пространственных и спектральных характеристик турбулентности облачной атмосферы. Представлено описание разработанной в ЦАО эмпирической модели турбулентности в облачной атмосфере в виде графиков, таблиц и сглаживающих функций. В приложениях приведено описание применявшихся при исследованиях методов самолетных измерений, обработки и анализа данных, представления характеристик атмосферной турбулентности. Справочное пособие предназначено для исследователей атмосферы и специалистов-метеорологов, занимающихся изучением облаков и численным моделированием облачных процессов, активными воздействиями на облака. Оно будет полезно и для других категорий специалистов, которым необходимы сведения об атмосферной турбулентности.
Научно-методические основы исследования термодинамического
состояния атмосферы с борта самолета-метеолаборатории.
Справочное пособие для научных работников и инженеров-метеорологов. Центральная аэрологическая обсерватория, 2010 г.
Справочное пособие посвящено научно-методическим основам применения самолета-метеолаборатории (СМЛ) нового поколения для исследования термодинамической структуры атмосферы. В пособии приводится краткий аналитический обзор методов и средств исследования термодинамического состояния атмосферы с борта специально оборудованных самолетов-метеолабораторий. Изложены цели создания СМЛ нового поколения и задачи, стоящие перед ним, кратко описана структура современной измерительной системы самолетного базирования для атмосферных исследований. Приведено описание структуры современного самолетного бортового аппаратно-программного комплекса для измерения навигационных параметров полета СМЛ и термодинамических параметров атмосферы. Изложено описание технологии получения, доставки и обработки данных о термодинамическом состоянии атмосферы, турбулентных движениях и турбулентных потоках различных субстанций. Приведены основы метрологического обеспечения измерений термодинамических параметров с борта СМЛ. Изложена современная технология анализа спектральной структуры воздушных потоков на основе метода Фурье и вейвлет-преобразования. Справочное пособие предназначено для исследователей и специалистов-метеорологов, занимающихся обработкой и анализом данных о термодинамическом строении атмосферы, получаемых с помощью самолетов-лабораторий. Оно будет полезно и для других категорий специалистов, связанных с самолетным зондированием атмосферы.
Метеорология для воздухоплавателей и пилотов.
Москва. 2009 г.
Главная цель данной книги – дать пилотам необходимый минимум сведений об атмосферных процессах, которые в наибольшей степени влияют на условия полетов и взлета-посадки аэростатов и сверхлегких летательных аппаратов (СЛА). Готовясь к таким полетам, следует знать не только как отдельные метеорологические элементы влияют на полет, но и понимать, что представляют из себя различные атмосферные процессы. В частности, надо знать, какова возможная пространственная и временная изменчивость параметров атмосферы и уметь оценивать вероятность встречи с опасными для полетов явлениями погоды.
Наибольшее внимание в книге уделено данным о полях ветра, вертикальных движений и их связи с неоднородностями рельефа и теплофизическими характеристиками подстилающей поверхности. В частности, подробно описана структура воздушных движений на участках, где соседствуют суша и водная поверхность или имеются горы. Поскольку полеты СЛА преимущественно осуществляются на малых высотах, наиболее подробно описываются при этом процессы в т.н. пограничном слое атмосферы (ПСА).
Начало книги (Гл. 1–2) посвящено описанию основных физических атмосферных процессов. В главах 3–9 приведены данные о различных локальных явлениях погоды и сведения, касающиеся метеорологического обслуживания полетов, в частности, технология прогнозирования погоды в практике работы АМСГ (авиационных метеорологических станций Гражданской авиации). В Гл. 9 вкратце рассказывается о наиболее апробированных местных ("народных") признаках погоды.
При работе над книгой автор опирался как на литературные источники, в частности, опубликованные Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО), так и на собственный опыт научно-практической работы в области авиационной метеорологии. Широко использованы данные (в том числе – иллюстрации), почерпнутые из публикаций /6,9,12/ (см. список в конце книги).
Текст Гл. 8 преимущественно базируется на материалах, любезно предоставленных проф. А. А. Васильевым. Печать и техническое оформление рукописи были выполнены Г.А. Потертиковой и Г.В. Фадеевой, которым автор выражает глубокую признательность.